Ты помнишь, как все начиналось?

Психология хронического больного.
Часть 1.
Ты помнишь, как всё начиналось?

    Самое удивительное и печальное, что психология хронического больного начинается с раннего детства. И самый большой вклад в это вносят взрослые.
   Попробуем рассмотреть это не с точки зрения обыкновенной морали, а с необычной для данного вопроса точки зрения дрессировщика.
   Фактически, дрессировка (если отбросить сложности в теории о рефлексах) – это закрепление необходимых навыков (рефлексов) и избавление от нежелательных. «Правильный» навык, «правильное» поведение – положительное подкрепление («пряник»), «неправильный» – отрицательное («кнут»). «Хорошо» – поощрение, «плохо» – наказание. Наиболее мудрые дрессировщики в качестве «кнута» используют отсутствие поощрения. Вот, собственно говоря, и вся премудрость дрессировки.
   Итак, ребёнок родился.
   Пока он беспомощен и не способен передвигаться и говорить (всё-таки есть большое подозрение, что он разговаривает, только на своём, иностранном для нас языке), он получает максимум внимания и терпения. Мир прекрасен и удивителен!
   Он полон тайн, загадок и удовольствия.
   Пропустим пока типичные ошибки родителей, особенно молодых. 
   Первый год жизни для ребёнка – это пора изучения «иностранного» родительского языка Ведьпопав в чужую страну, проще начать изучать их язык, чем обучить их своему – «О-о-о-о, эти родители! Господи, какие они тупые! Но какие милые!». 
   Тема большая и интересная. Но это совсем другая история…
   Сосредоточимся всё-таки на болезнях.
   Начав передвигаться и, самое главное, говорить, дитя переходит на новую ступень развития взаимоотношений с миром. Он становится самостоятельным. И вот здесь начинается самое для нас интересное.
   Став более самостоятельным, он (она) перестаёт получать от родителей то самое внимание, которого до этого момента было с избытком, только попроси.
   Дальше – больше, родители заняты своими «взрослыми» делами. На просьбы о внимании уже не реагируют, отзываются только на требования.
    И тут подворачивается болезнь. Возможно, как следствие обиды на взрослых.
   Посмотрите, что случилось! – Внимания опять воз и маленькая тележка! Ребёнок купается в этом водопаде ухаживания. Хотя и чувствует себя при этом довольно скверно – болезнь всё-таки.
   Итак, первый камешек в фундамент будущей хронической болезни положен. Болезнь – это не «плохо», это «хорошо»! Первое положительное подкрепление (куча внимания) пошло.
   Дальше развитие и «закрепление навыка» идёт уже по проторенному кругу: здоровье – минимум внимания, болезнь – максимум. В детстве человека спасает врождённый и закреплённый в первый год жизни оптимизм и любопытство. Но потом много-много-многократно подкреплённый навык «болезнь – хорошо» начинает брать верх. Чем это заканчивается в более зрелом возрасте, мы с вами уже прекрасно знаем и можем наблюдать в избытке...

Ваш комментарий можете оставить в группе "Практическая Школа Первой Помощи" в контакте.


Сайт создан на Setup.ru Создать сайт бесплатно